Марина Галкина

По материалам сайта "X-Race.info"

Сбылась мечта. Два башмака - пара!

25.09.2014

Событие: WRC-2014. 12-й Чемпионат Мира по рогейну бегом

М.Глкина и Н.Михеева

На заокеанский Чемпионат Мира по рогейну из России смогло поехать немного команд – очень накладно, трудно добираться.

Наша женская команда СПЛАВ-X-Race.info в составе Нины Михеевой и Марины Галкиной смогла отправиться на эти соревнования только благодаря нашим спонсорам.

Компания СПЛАВ, российский производитель одежды и снаряжения для активного образа жизни, выделила нам значительную сумму денег на поездку, а также снабдила одеждой и формой.

Российский предприниматель, заядлый турист, Виктор Кузерин также проспонсировал часть нашей поездки.

Дилер компании САМР Артём Заикин подарил нам рюкзаки.

В Альпиндустрии перед поездкой я получила фонарь Пецл НАО.

В Америке мы встретили нашу соотечественницу родом с Алтая, которая уже 10 лет живёт с мужем в Германии. Она тут же затащила нас в кафе кормить обедом: «Должна же я внести хоть какой-то вклад в вашу победу!»

В общем, нам никак нельзя было упасть в грязь лицом – столько людей болеют и заботятся о нас.

Спасибо всем огромное!

Команда СПЛАВ-X-Race.info была единственной женской командой из России. Наши сильные мультиспортсменки по разным причинам не смогли отправиться на эти соревнования, ещё и поэтому на нас с Ниной лежал особенно тяжёлый груз ответственности.

По крайней мере, в ветеранах мы должны были выиграть железно.

«Главное, чтоб ничего не отказало, – шутила Нина, – до финиша вовремя добраться».

А в открытой категории... Очень хотелось, конечно, но соперниц со счетов сбрасывать было нельзя. Канадская двойка – мультиспортсменки в расцвете сил – были фаворитами гонки. Хорошо, что я не знала о них до старта. Нина сообщила мне, что есть неизвестные участницы, например, новозеландки. Но как они бегают, кто их знает…

Рогейн проходил в среднегорной местности Блэк-Хиллс, в штате Южная Дакота. Перепады на склонах достигают там 200 метров.

Планировка дистанции рогейна – почти половина успеха на такой суточной гонке. На этом Чемпионате она оказалась особенно важной. И благодаря тому, что мы приехали заранее, успели и акклиматизироваться, и потренироваться, и нормально отдохнуть сутки перед гонкой (а всё благодаря спонсорам) – головы наши были свежи и план сложился великолепный.

Как всегда сначала мы решаем, сколько километров будем планировать. Тренировка на полигоне за день до старта была очень показательной. Карта была непростой – много в рельефе было сглажено, некоторые участки, выделенные жёлтым открытым пространством, никак не отличались от окружающего леса, встречались непомеченные заборы, дорожки. За два часа мы не уложились в 8 км по прямой, ошиблись на одном КП минут на 20, вникая в особенности карты.

Много колючих семян. Степная растительность. Высокая трава со скрытыми в ней поваленными стволами, камнями. Сушь – никаких болот, мхов, лишайников. Только сосны, да и то совсем не карельские – помощнее будут. Вообще, по растительности местность я бы сравнила с окрестностями Хвалынска, где проходил ЧР в 2013 году. А рельеф более пересечённый – до Новой Зеландии, конечно, не дотягивает, но немного. Отдельные скалы - как под Кыштымом на Урале.

Решили, что по прямой заложим 75 километров. Но верёвочку просчитали на все 80, с запасом.

И вот – чистая карта лежит перед нами, и сейчас решится судьба нашей гонки. Планировка сложная, минут десять я вообще не могла сообразить, с чего начать и где закончить.

Сначала, не думая, колем самые высокоочковые КП-шки. А их много.

Единственное, сошлись на том, что северо-восточный угол самый перспективный и там надо брать всё. Проложили по нему нитку – вариант обхода этого угла был почти однозначным.

Но целиком трек красиво никак не ложился. Если начинать с юго-востока – петля на северо-востоке закручивается против часовой, хороший переход на западную часть карты – но горло петли очень узкое – линии трека почти смыкаются друг с другом – это нерационально, тогда уж надо налегке петлю закладывать. Да и хорошая стыковка КП60-КП70 на юго-востоке получается разорванной.

Думай, голова, думай…

И тут, наконец, в мозгу вырисовывается нужная картинка!

Теперь мы начинаем сразу с этого угла и закручиваем трек по часовой. Длины нитки немного не хватает, чтобы захватить самые высокоочковые КП и вернуться на финиш.

- Ничего, сейчас нитку подтянем, и хватит.

Нина только смеётся в ответ, но такому манёвру не сопротивляется.

Получается по нитке 78 км. Промеряю курвиметром и оказывается, что у нас, по плану максимум на 80 км, даже может быть бонус в конце на две двойки и две тройки.

Ещё раз просматриваем трек, добавляем четвёрку в начале, и, в целом, остаёмся очень довольны полученным результатом.

Успеваем перекусить перед стартом, Маша Борисова заботливо подкармливает нас печеньем.

Жарко, но ветерок. Мы успели уже здесь обгореть задолго до старта, так что жара нам не очень страшна.

Минут за десять до старта мимо проходит латвийская двойка Анита Лиепина и Вальтерс Каминскас. Мы с ними постоянно пересекаемся с завидной регулярностью – то на туристских тропах перед стартами, то на дистанции. Сравниваем трек, и тот оказывается глобально вполне похож, старт и финиш с северной части. Только у них направление запланировано в противоположную сторону, и КП намечено побольше.

Нет, наш трек определённо хорош! И самый лакомый кусочек северо-востока от нас не уйдёт!

- Дать командам на планировку ещё пару часов, и у всех трек одинаковый будет, – улыбается Вальтерс.

Впервые мы бежим со старта с двумя рюкзаками с питьевыми системами, с водой тут не везде хорошо, да и пастбища, ручьи могут быть грязными.

Бежим – легко сказать, тут побежишь далеко не везде – перепады хорошие, дорожек мало. Хотя светлый сосновый лес в северо-восточной части карты, как оказалось, как раз наиболее пробегаемый.

И сложности с ориентированием сразу же. КП 44 стоит на неярковыраженном пологом носу, - на карте-то он один, а на местности складок рельефа больше.

Куча оленей в лесу, разбегаются от нас, бежим, стараясь пользоваться их натоптанными тропинками, они грамотно обходят завалы и приводят нас к дыре в заборе.

Заборы тут в основном не электрические, просто колючка в три ряда. И можно, приподняв верхний провод, пролезть между вторым и третьим. Иногда, правда, приходится снимать рюкзак.

Уже на третьем же КП чувствуется подъём – перепад 80 метров за тройкой. Потом тут же потеря этой высоты.

На склоне горы траверсом идёт непомеченная дорожка. Две колеи – мощная! Ручей, на котором стоит КП 51 – течёт без лощины – попробуй найди его на ровном склоне, но мы как то удачно быстро находим и его, и пункт, оставив за спиной пару нерешительных команд.

И снова подъём на 100 метров. Проходим скалы, высотой 5-7 метров, они никак не отражены в карте. Чудеса: ручьи текут траверсом вдоль горы – и тоже их нет на карте. Про широкий светлый прямой прогал в лесу рисовщики тоже забыли. Ладно. Привыкаем к такому ориентированию.

Здесь, в северо-восточной части карты есть беговые участки по дорожкам. От них на пункты крутые подъёмы по более-менее чистому сосновому лесу. Жарко, сухо, бежать в гору тяжело.

За первые же два часа отстаём от графика на 15 минут. Через три с половиной часа у нас кончается вода – как раз мы на питьевом пункте. Дальше более-менее лёгкие перегоны без особенно сильных перепадов, дорожки – сейчас нагоним график, кажется мне. Но тут на переходе КП45-КП50 попадаем впросак.

Казалось бы, всё просто: от изгиба дорожки близко до пункта. Но, на бегу разглядывая горизонтали, не пойму, где стоит пункт: на носу или в лощине. Спрашиваю легенду, Нина обычно её читает.

- Лощина, – отвечает Нина.

Значит, лощина должна уходить за небольшим перевальчиком от нас. А мы всё поднимаемся и поднимаемся, а водораздела нет.

- Точно лощина? – внимательнее разглядываю карту. - Похоже, это должен быть нос.

Смотрю в легенду, и понимаю, что всё-таки нос. (Нина прочитала легенду из соседней строки). Вот обидно! А теперь мы непонятно где находимся, лес не очень светлый и наобум рыскать в округе, где не все детали рельефа отражены в карте – плохо.

Возвращаемся на точный ориентир – дорогу, и со второго захода точно берём пункт. Потеря 20 минут вместо выигрыша… Ужасно расстраиваюсь.

Пара беговых перегонов постепенно выветривают досаду. На КП 36 для оптимальности трека принимаем решение на питьевой пункт не заходить. Вечером уже не так хочется пить. Мы ещё можем нагнать график!

Возможно, переход к КП 52 по верхам оказался не самым оптимальным: на плато сухая высокая трава без троп, немного завалов.

На КП 78, вершине горы со штольней, встречаем красивый закат. Восемь часов позади. Пройдено всего 33 км по прямой. Отставание от графика – около часа. Но это не беда. У нас ведь в конце предусмотрен бонус-петелька на четыре пункта. Срежем в случае чего. Да и дальнейший план у нас легче – закладывали всего 6 км на два часа по прямой, а после двух ночи и вообще – всего по пять. Вот ночью и нагоним график!

Наш первый пункт в темноте – КП 70 берём легко: что-что, а азимут на этой карте бьётся неплохо. От развилок дорожек за 700 метров отклонились метров на 40, лощина ручья остановила нас и вот уже КП светится в темноте. Замечательно! КП поставлены с отражателями.

На перегоне КП70-КП60 сползаем к дороге по крутому безлесному обрыву и только ступаем на асфальт, как первая же машина останавливается, и девушка-водитель спрашивает - всё ли у нас в порядке.

- Да! - говорю я и, прикрывая яркий фонарь ладонью, начинаю рассказывать про кросс- кантри навигейшн, но девушка как-то быстро хлопает дверью и уезжает, не узнав про такой замечательный вид спортивного ориентирования – рогейн. «Испугалась нас, что ли», - думаю я. А оказывается, что это просто машина организаторов, которая курсирует тут и контролирует состояние участников.

Бежим по азимуту на КП 41. Реально бежим по лесу под горочку в темноте – нас преследуют фонарики. И тем самым разгоняют. Чётко выходим на пункт – прям удивительно, удачно перескакиваем ручей, не сильно промокнув. Фонари рядом. Вприпрыжку несёмся вверх по склону, преодолевая завалы.

- Это Ильзе Лапина, – сообщает мне Нина. Наша в прошлом соперница из Латвии сейчас бежит в смешанной паре.

- Они запланировали 75 км по прямой и уже отстают от графика на 2 часа, - Нина успела с ними пообщаться. Успокаиваюсь (это не женская двойка и мы всего на час отстаём) и немного сбавляю темп в этом слегка заваленном лесу.

Азимутальный перегон к КП 100 сложен, но нам как-то удаётся долго выдерживать чёткое направление. Одну лощину преодолели, следующая – наша. Смешанная латвийская двойка уходит почему-то левее, а мы вскоре пересекаем лощину – она совсем небольшая, неширокая. Но поднимаемся по ней правее и – свет КП – счастье! Где же Ильзе?

Осмелев в азимутальных перегонах, ни секунды не сомневаюсь, что и следующее КП 47 будет скоро нашим. Чётко бежим, пересекаем пологую лощину, поднимаемся на ровное место, здесь вырубки, штабеля дров, дорога – в каком месте мы на карте, как определиться, если ничего этого не нарисовано? Начинается спуск. Нам нужно ребро на этом склоне. Фонарь на полную мощь, прочёсываем склон левее. Отклонились метров на 100. Ничего не находим. Вот и нос явный, поднимаюсь по нему почти до выполаживания – никакого КП.

- Давай вниз, - предлагаю Нине, тут всё так неопределённо, больше времени потратим.

Так мы теряем четвёрку, но наверстать график ещё можем, в конце у нас хорошая связка: 94-66-86 – её бы не потерять! Нам хотя бы оставаться в том же часовом с небольшим отставании.

Спускаемся до ручья – здесь на удивление идёт хорошо натоптанная дорожка, временами двухколейная!

По ней, выписывая все загогулистые петли ручья, бежим к нашему следующему КП 80. По пути заливаем воду из ручья в системы. На КП80 отставание уже ровно в полтора часа.

Ненарисованная тропа вдоль ручья продолжается, подарок судьбы! Нам по пути.

С КП 60 снова на эту тропу и до дороги. Теперь сбегаем на 92 и обратно на эту тропу – прямо велосипедное ориентирование, а не беговое!

Но КП 92 наши надежды на ускорение тушит. На подходах начинается такой лес, что просто ужас: огромные стволы поваленных елей, почти как в Подмосковье на зараженных топографом старых лесах. А тут всё это буреломное безобразие на склоне. Лезем очень медленно. И ещё ведь назад… Нина напарывается головой на сук, оставляя на нём кусочек скальпа.

Самым сложным в темноте мне показался перегон от КП74 к КП93. Казалось бы – выдерживай направление по гребню на запад до спуска и затем на север северо-запад – лови новый гребень. Какое- то расстояние мы могли идти по гребню. Потом начались скалы. Здоровенные каменные монолиты высотой метров пять преграждают путь. И попробуй их обойди – не так то просто - вокруг обрывы! Да плюс начались завалы здоровенных брёвен. С гребня сходим. И по азимуту тоже не везде пойдёшь – завалы. В каком точно месте сошли с гребня? Где мы? Но придерживаемся азимута. Медленно идём через завалы. Прошли первый отрог на север или нет? И вот ловим какую-то тропу на северо –запад. Вскоре она начинает спускаться. Останавливаемся. Просвечиваем пространство справа и… Чудо в ночи! – над мелколесьем возвышается скальная стена-гребень! Похоже, это должен быть наш отрог. Карабкаемся на него. Узкий гребень со скалами, за ним провал на восток. Наш! Идём на север и вскоре находим пункт.

У КП103 снова удивительная картина – с вершины метим на восточный отрог, вроде придерживаемся гребня - и то ли проскакиваем чуть дальше, то ли попадаем на какой-то необозначенный отрожек совсем недалеко от пункта. На север – обрывы и видна далёкая длина ручья со светом в населёнке. Небольшой перешеек и на юг – тоже обрывы. Рыщем вокруг. Возвращаемся назад к повышению и как-то совсем скоро выходим на пункт, но с него никакой картины провала на север нет.

Долго, очень долго спускаемся вдоль ручья по необозначненой дорожке на основную гравийную дорогу.

На КП 55 мы в четыре ночи. Опоздание почти на два часа. На питьевом пункте заливаемся за пару минут. Несколько команд сидят тут на раскладных стульчиках, отдыхают. (Здесь были знаменитая ориентировщица Шарон Кроуфорд и Робин Спрингс – женщины ультраветераны. Позже по сплитам мы узнали, что они просидели там 40 минут. А до этого 4 часа потратили на перегон от КП 41 до этого питьевого пункта, видимо, безуспешно пытаясь взять КП 85). Мы же без передыха бежим по асфальту к повороту на эту злополучную восьмёрку. Теперь то мы на ближайших простых и ровных перегонах отыграем час, кажется мне. Навстречу нам попадаются наши: Ася Зубалий с Максимом Пинчуком.

- Мы один пункт не взяли!– делюсь с ними наболевшим.

- Что один, мы три не взяли! – сообщают они.

Очень скоро я поняла, что один из невзятых ими – это наш следующий КП 85. А пока с воодушевлением собаки, взявшей след, я бежала к этому КП по азимуту чётко от изгиба дороги. Около 800 метров почти равнины в лесу. Отследила первую лощинку недалеко от дороги. Примерно прикидываю расстояние. Легенда – пологая лощина. Вот, похоже, уже близко. Вон там фонарики как раз светят. И тут эти фонарики бросаются мне навстречу, и мужчина-прибалт, судя по акценту, задаёт мне странный вопрос:

- Скажите, где мы находимся?

- Как где, - удивляюсь я, – вот мы к КП уже подходим. Мы азимут от изгиба прокрутили.

- А шаги считаете?

- Нет.

- Мы тут уже 40 минут. (Как оказалось, это смешанная эстонская команда Neeme Loorits и Merike Vanjuk).

Но я не сильно напряглась от этого сообщения и продолжала путь по азимуту.

Мужчина заразился моим воодушевлением и побежал за мной.

Уже должна, должна быть лощина… А её всё не было. И, похоже, я перебежала, началось понижение склона. Эстонец отстал, Нина кричала мне откуда-то сзади. Прибегаю в ней, она ведёт меня к лощине. Лощина начиналась неожиданно на ровном месте. Направлние наше.

- Здорово, что ты нашла её! – восхищаюсь я.

Почёсываем лощину – ничего. Добежали аж до её болотистого расширения. Возвращаемся к началу. Светает. Поискали вокруг. Надо возвращаться. Идём обратным азимутом, приходим практически в ту точку, откуда заходили. Потеряли на поиски больше часа. Потеряли 8 очков. Ужасно грустно. Всё пропало. (Потом мы узнали, что смешанная эстонская двойка, прекратив поиски, пошла к следующему пункту – КП 55 и по пути наткнулась на этот злополучный КП 85)

КП 91 стоит на высоком холме, который к северу обрывается отвесными скалами высотой метров 15. И никак не обозначено! Я до сих пор не перестаю удивляться. В темноте отсюда улететь можно. Бежали сюда в надежде спуститься попрямее. Какое там!

На пункте 90 – сплошное разочарование. Казалось бы – всё легко, сейчас, поднимаясь по ручью, увидим широкую боковую лощину и поднимемся к носу, где стоит пункт. Но лощину не видим, по расстоянию – пора, поднимаемся. Склон равномерно повышается, без отрогов. Залезаем до верха (как оказалось, прошли совсем рядом с пунктом). Встречаемся с парой ветеранов, всё прочёсываем вокруг. Не находим. Проходим и по вершине, и снова спускаемся к ручью, заходим из другой точки – снова нас приводит в то место, где были. И ветераны снова здесь.

- Ничего нет, – говорят они. Давайте запомним номера друг друга.

Ветераны уходят, а мы, упёртые, делаем ещё один заход вдоль склона и вот – скала – похоже, локальный нос. Поднимаюсь наверх. А там мне уже и Нина машет – вот и пункт. Нашли, всё-таки. С потерей минут на пятьдесят… Наверное, в темноте нам его проще было бы взять – ленточка бы светилась, а так мы его рядом не замечали…

Бросаем КП 69 и сразу идём на КП102. Он стоит в глубоком провале лощины. И подход к нему – через завалы елей. Оч-чень медленно лезем последние метры. И пункт запрятан – не на большом ручье стоит, а в маленькой щели притока. Однако, с нашей стороны этот пункт брался неплохо. Как рассказали другие участники – при заходе на пункт с запада нужно было по камням преодолевать водопад на ручье. Так что тут нам повезло.

Ноги в гору уже идут тяжело. До финиша остаётся четыре часа. Петлю на север (94-66-86) теперь точно не успеваем. Но хорошую связку 84-34-72 не упускаем.

Самым высоким мне показался подъём на переходе от КП 40 к КП 43. Здесь мы уж считали минуты. Если в 11:00 будем на пункте – успеем на финиш нормально. Какие – то 80 метров подъёма, а так тяжко в конце гонки, чтоб не сделать лишнего шага выбираешь самую прямую траекторию в этом светлом, слегка заваленном упавшими гладкими стволами, сосновом лесу.

Последний пункт КП 21, а переход к нему от КП 43 совсем не протоптан – ломимся по высокой траве, вспугиваем оленей. Наконец – дорожка под ЛЭПкой. Очередной небольшой подъёмчик под ней кажется уже издевательством над организмом. С пункта скатываемся прямиком к дороге – мы на финишной прямой. Не бежим – всё равно ничего больше взять не успеем.

Финишируем за десять с лишним минут до окончания времени. Результатом недовольны – столько ошибок…

М. Галкина и Н. Михеева

Стоим в длинной очереди на считывание и видим, как за 10 секунд до окончания контрольного времени прибегают две девушки и бурно радуются успеху – прыгают, обнимаются. Это канадки Niki Rehn и Liza Pye… Небось, выграли у нас. Миша Никонов рассказывает, что видел их на дистанции и как они резво бежали. Ну что ж. Нина на считывании пытается выведать результат канадок, разглядывает их лист, но суммы то там нет. В системе сбой, результаты не ясны. Видно только то, что у них 45 пунктов взято. Как минимум. А как максимум – 46. А у нас 44…

- Ничего, у нас планировка хорошая!

Однако, переживаем. И вот – подведение итогов. Выступает директор соревнований, произносит речь и всё. Никаких результатов, никаких награждений. Вот это да!

Уезжаем ни с чем.

Подсчитываю итоги гонки. Пробежали 70 км по прямой, по треку – 85, 5 км. Набор высоты составил 2 километра 800 метров.

Только через две недели узнаём результаты.

Мы набрали 2750 очков и всё-таки выиграли у канадок! (У них - 2660). И они оказались только третьими, а вторыми с результатом 2670 очков стали новозеландки. А чуть позже нам засчитали ещё 8 очков за некорректно поставленный «в молоке» пункт 85. Итого у нас – 2830 очков. Полные результаты можно посмотреть здесь http://peakassurance.net/Results_files/12WRC2014%20Official%20Results.pdf

Мы первые. И в ветеранах, и в открытой категории. Мечта сбылась? Да, но нам есть к чему стремиться. В следующий раз будем стараться не только победить, но и остаться довольными своим выступлением.

Переходящие призы – башмаки

А так, конечно, здорово, что переходящие призы – башмаки – снова наши, Российские. И здорово, что теперь мы с Ниной на этом башмаке рядом с нашими сильными российскими девушками, предыдущими Чемпионками мира – Ириной Сафроновой и Настей Галитаровой, Аней Шавлаковой и Настей Ростовцевой. Пусть традиция продоложается!

Фотографии Сергея Берлина, Артёма Михеева.